тарелка из капа ручная токарная работа

Процесс изготовления тарелки на токарном станке из капа тополя и эпоксидной смолы. Много фото.

Материалы:

  • кап
  • двухкомпонентная эпоксидная смола
  • масло Borma Wachs

Инструменты:

  • токарный станок
  • система аспирации
  • резцы токарные HSS
  • абразивные полосы Mirka Abranet (P80-P500)
  • диски абразивные (P800-P4000)
  • полировальные пасты 3M для металла и пластика

Время изготовления:

  • 1 неделя 3 дня

Заготовка для тарелки

Идея заключается в том, что тарелка состоит из нескольких частей древесины с прозрачным заполнением.

Из древесины выбрал кап тополя. Края капа были покрыты корой, под кору попадало много пыли. Чтоб ее вычистить понадобилась металлическая щетка и больше часа. Кап очень прочный — даже потертостей не остается от металлической проволоки. После щетки между почками еще оставалось много темных областей. Попробовал что поменьше — бормашина и скотч-брайт на державке. Не сильно помогло — острые почки быстро разбирают скотч-брайт на волокна, которые разлетаются раньше, чем чистят пыль. Перешел на латунную щетку-круг на бормашине. Дело пошло быстрее, пока проволока не сточилась. Кап-металл 1:0. После чистки еще раз заполировал самодельным инструментом из скотч-брайта.

Для заливки использовал смолу. Много разных уже опробовал. Остановился на EPOXY-520 пластифицированной (модифицированной) смоле с 10% активного разбавителя S-7106. Отвердитель Epilox H 10-34 — его можно использовать для заливки толщиной до 5 мм. Как-то нужно еще попробовать отвердитель DG-7627 — с ним можно заливать 8-10 см при Т=18-23оС.

Пока писал и проверил характеристики, то осознал, что заливал по 7 мм, а не 5 мм. Неправильно запомнил. Но смола хорошая — не закипела 🙂

Приготовил все ингредиенты, теперь нужно приготовить во что лить смолу — это очень важно при ее супер текучести. Термоклей, силикон — пройденный этап. Бывало, что экстренно заделывал течи. Теперь использую акриловый клей. Нарезал брусочки высотой 35 мм. Фанеру оклеил обычным скотчем — с него смола нормально отрывается после полимеризации.

На фанеру капнул ЦА клея, не мало, чтоб не всплыли бруски капа, а на них пшикнул активатором. Собрал периметр из древесины и акрилового клея. Клея не жалел.

кап с ограждением перед заливкой

Кап тополя с одного среза, но очень отличается по виду.

рисунок на тарелке

 

Как приготовить эпоксидную смолу

Для изделий из дерева, металла, пластика и других материалов правила приготовления эпоксиди одинаковые:

  • точные пропорции (зависят от типа смолы и отвердителя) — обязательно взвешивать на точных весах; чаще всего, пропорция 2:1
  • замешивать небольшими порциями для хорошего промешивания
  • очень хорошо смешивать компоненты
  • температура в помещении (если ниже 18 градусов, может и не затвердеть или делать это очень долго); можно подобрать отвердитель от 5 градусов, но толщина заливки будет до 1,2 мм — очень мало
  •  замешать в одной посудине, потом перелить в другую и снова замешать
  • не превышать толщину заливки; один раз вместо 5 мм залил 15 мм — при реакции выделяется много тепла и состав закипает — на это никак не повлиять — только выбрасывать заготовку
  • работать в перчатках и защитной маске
  • проветривать помещение до полного застывания
  • после использования смолу и отвердитель хорошо защитись от возможного попадания воздуха; я использую пищевую пленку

замешивание эпоксидки

Первый слой эпоксидки

эпоксидная смола

Почки капа и остатки пыли:

почки капа

Минут через 10 газовой горелкой прогреваю поверхность чтоб убрать все пузырьки воздуха. Важно не перегреть, тоже легко закипятить пламенем

прогревание смолы

Желатинизация смолы происходит не сразу, а в мастерской достаточно пыли. Если слой один и поверхность сошлифуется, то все-равно. Но слоев будет много и использую после прогрева самодельный лайтбокс из картонной коробки.

лайтбокс из коробки

На один слой в 7 мм уходил 1 день.

180 мл на одну заливку

многослойная заготовкав процессе изготовления

Всего 5 или 6 заливок

финальный слой смолы

Вставил стамеску между подложкой из скотча и заготовкой — отделилась быстро.

отслаивание

Красиво блестит, и полировать не нужно)

нижний слой

Красные и розовые пятна часто бывает в капе. Это не краска, а колонии грибов. У разных типов грибов разный цвет. Они, конечно же, безвредны в сухой древесине.

прозрачная тарелка из капа

Не могу нарадоваться как она просвещается 🙂

прозрачная смола и рука

Стамеской срубаем деревянную опалубку

без опалубки

Просвещаю эпоксидку лазером. Интересно сколько осталось пузырьков и какого они размера

просвещаю эпоксидку лазером

Точение тарелки на токарном

Прикрутил заготовку к планшайбе. Смола не очень твердая еще, для надежности использовал 8 саморезов, а не 4, как обычно.

планшайба

Началось безудержное веселье — смола электризуется и приливает. Без маски и очков не поработаешь. А еще и отдирать эту паутину приходится. Спорное удовольствие)

паутина человека-паука

Небольшой ролик:

Стружки забралось литров 60. Хорошая такая — упругая. Как подсказал мой друг, ею хорошо подушки набивать 🙂

стружка пластиковая

Отдельного внимания заслуживает абразивность эпоксидки: токарные резцы из быстрореза я затачивал каждые 5-10 минут. Это в десятки раз чаще, чем при точении твердого дуба, например.

За раз точил 3-4 резца, немного поточил или по очереди, снова к наждаку за заточкой. И нужна не правка, а именно заточка.

прозрачная тарелка дно

Один вечер на окружность

За второй вечер закончил дно тарелки

Обратите внимание что в капе волокна направлены во все стороны сразу, чисто точить такую структуру сложно, особенно мгновенно тупящимися резцами.

резьба по капу

Зато шлифовка дает хорошие результаты:

дно тарелки

Шлифовка точеного изделия

Первый раз использую абразивные полосы Mirka Abranet. Их фишка в том, что это сеточка с абразивом. Стружка выходит через сетку. Обычная даже очень хорошая наждачка при трении нагревается и смола постепенно налипает на нее, переставая шлифовать. Современные абразивы меня очень порадовали.

Поверхность после 500 грит матовая.

поверхность после P500

Дно готово. Можно снять тарелку с планшайбы

лицевая сторона

Пока не завершено точение, нет смысла полировать дно

дно вид

дно тарелки до полировки

На точение лицевой стороны уходит снова 1 вечер и половина выходного дня. С такими затратами времени изделие останется уникальным и даже не подумаю еще раз что-то такое точить без кардинального изменения технологии. Уже знаю что именно нужно было оптимизировать. «Опыт — великое дело» (с)

лицевая сторона при точении

Совсем не прозрачная стала

еще точим

Повторил шлифовку сеточками уже с другой стороны. Но 500 грит — явно слишком крупное зерно

до полировки

Матовая смола

поверхность смолы

Взял абразивные круги от эксцентриковой шлифмашины, там зерно 800, 1000, 3000 и 4000. Прошелся всеми ими но при этом хорошо их смочив. Охлажденная водой эпоксидка неплохо шлифуется

влажная шлифовка

Поверхность еще матовая

матовый пластик

Полировка пластика

Снимаем тарелку с токарного патрона. На станке зажимаем желтый муслиновый полировальный круг. На круг наносим немного полировальной пасты 3M. Тарелку протираем влажной тряпочкой, т.к. паста на водной основе. Ставим небольшую скорость вращения и полируем пластик

полировка пластика

Прозрачность значительно улучшилась. Протираю тарелку влажной салфеткой чтоб убрать остатки абразива.

Меняем полировальный круг, наносим тонкую пасту

полировальный круг в станке

После полировки наносим безворсовой тканью тонкий слой масла Borma Wachs.

Оставляем в проветриваемом месте на 6 часов. Через 6 часов наношу второй слой масла.

Поверхность смолы снова матовая. Но зато древесина очень надежно защищена от влаги.

Новое масло оказалось с большим процентом сухого остатка. На поверхности смолы слой слишком толстый и неоднородный по толщине. Пришлось полировать очень долго — масло очень качественное и абразив долго выравнивает слой.

Сначала в токарном убираю слой, затем в сверлильном станке делаю финишную полировку — так лучше доступ к краям тарелки под углом.

Протираю влажными салфетками тарелку чтоб убрать остатки пасты.

Фото финального результата:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *